На этой странице собраны статьи, представляющие интерес для людей, увлеченных прогулками, походами, активным отдыхом на природе или просто ведущих спортивный образ жизни. К каждой статье можно дать свой комментарий или поделиться своим личным опытом. Самые интересные и полезные комментарии могут быть включены в состав статьи (с упоминанием автора). Если вам есть, что сказать, не стесняйтесь, пишите.

История Рускеальских мраморных карьеров

        История Рускеальских мраморных карьеров начинается со шведских времен. Еще до начала Северной войны там добывалось небольшое количество мрамора для местного употребления. В 1766 году местный пастор и краевед Самуил Алопеус обратил на рускеальские запасы мрамора внимание российских властей, и с 1768 года, согласно указу Екатерины II, в Рускеале началась серьезная добыча этого красивого камня для нужд строящегося Санкт-Петербурга. Например, его использовал Монферран при строительстве Исаакиевского собора. Он даже лично приезжал на карьер в «Рускеалу» в 1820 и 1821 году. Есть этот мрамор и в отделке Михайловского замка, Эрмитажа, Мраморного дворца. Типичным образцом серо-белого рускеальского мрамора является Чесменская колонна в городе Пушкин. Ведь доставлять мрамор из Карелии было все-таки проще, чем из уральских месторождений, которые тоже немало поработали на Петербург.

        С 1854 года карьер лишился «госзаказа», и мрамор стали использовать довольно безжалостно - пережигать на известь те его слои, которые содержали много кальцита. При этом повреждалось много других, «мешающих» разработкам слоев. В лучшем случае они шли на щебень. В 1898 году месторождение было взято в аренду финским акционерным обществом. Как ни странно, хозяйственные финны почти не хотели извлекать мрамор целыми кусками - наверно, их было невыгодно перевозить или сложно добывать.

        Небольшие плиты рускеальского мрамора можно найти в отделке некоторых домов Хельсинки и Сортавалы. Для прокладки штолен активно использовалась взрывчатка, получалось много крошки, которую пережигали в построенных неподалеку печах. Эти печи 19 века - одна из достопримечательностей горного парка «Рускеала». Еще один интересный объект - мраморное здание Заводоуправления, построенное в 1899 году финнами.

        Карьер мирно работал примерно до 1939 года. А во время войны с Финляндией карьеры затопило, причем есть две версии, как это произошло. Одна - что финны в начале войны сами затопили карьеры, и уничтожили схему шахт и штолен, «чтоб не достались кому попало». Вторая -  что источенные предыдущими взрывными работами залежи не выдержали налета советской авиации, и в карьеры проникла вода соседней реки Тохмайоки.

        После того, как Сортавала и «Рускеала» стали советскими, возобновилась добыча мрамора блоками из незатопленной части месторождения. Но при этом снова применялись взрывы. И к 1970-м  годам оказалось, что весь его массив сильно поврежден и растрескался. С тех пор немного рускеальского мрамора пошло на отделку станций метро «Ладожская» и «Приморская», а остальной в основном, опять превращается в щебень и известь. 

        А судьба затопленного карьера оказалась более счастливой - с  2002 года он входит в состав Горного парка «Рускеала» и радует своими великолепными видами туристов. 
Рускеала. Мраморный каньон.

 


2015,
Санкт-Петербург,
Анна


Посмотреть другие материалы автора Анна: